03.12.2014 в 05:19
Пишет  Berthelien:

Валар - не боги, Феанор - не герой, Приговор - не проклятие
Статья с beguilingblackness.tumblr.com/post/94366188137

Начнем с того, что мое мнение — истина в последней инстанции, и все, кто не согласен, будут четвертованы... Шучу. Конечно, вы можете не соглашаться с Повелителем Тьмы, Властелином Мира и Королем Людей. Ничем ужасным это не обернется

Это довольно пространный анализ/изложение точки зрения на мятеж нолдор, валар и их власть и Намо.

О валар:

Для меня совершенно невозможно видеть в валар богов. Прежде всего, они мало соответствуют моим представлениям о сущностях такого рода. Они не творцы, а демиурги в подчинении у настоящего, единого божества-творца — Эру Всеотца. Об этом прямо сказано:

      валар стали скорее старейшинами и наставниками этих народов, чем их господами. И если айнур и приходилось иной раз прибегать к принуждению — когда эльфы и люди не прислушивались к советам, — это редко оборачивалось добром, какими бы добрыми ни были цели.

Они не могут, не желают и не должны полностью господствовать над жизнью Детей. Их роль — быть защитниками и управленцами мира, созданного для Детей, и единственный придурок, который пытался быть чем-то большим... ну, мы знаем, что с ним стало, да?

И все же я считаю, что в ходе взаимодействия с Феанором и его народом валар не раз были несправедливо обижены. Они пригласили эльфов в свою святую землю, которую построили, укрепили, украсили и благословили, чтобы защитить их от мира, который лежал во тьме и кишел зловещими тварями. По-моему, это был добрый поступок: поселить в своем личном пространстве, в такой близости с собой, существ явно менее могущественных — хотя, конечно, не менее достойных — лишь из желания подружиться с ними и восхищения их красотой.

О Феаноре:

Бессмысленный парад, который наш милейший Феанор устроил перед отцом и братом, — по-моему, больше чем просто частное дело двух принцев. Я вижу в этом — и считаю, что валар тоже видят, — нарушение мира. Валинор, их священная земля, был осквернен угрозами и насилием. Намо называет это деяние беззаконным, Феанора изгоняют из города, а его брата делают королем в отсутствие его и его отца. Так как валар все еще хозяева — по крайней мере — собственной земли, я не считаю это неправильным; они применили свою законную власть.

Потом голодная паучиха и темный Вала натворили много дел. Древа — источник Света Валинора, превосходившего своим великолепием свет Солнца и Луны, — погибли, потому что валар были плохими тюремщиками и сторожами для своего родича. Феанора просят отдать Сильмарили, чтобы оживить Древа и исправить вред, к которому привела некомпетентность валар. Он вправе отказать и отказывает — хотя можно возразить, и в тексте это возражение есть, что Свет внутри камней принадлежит валар, а не ему.

В тексте говорится, что валар более-менее спокойно отнеслись к этому решению. Я верю, что они смирились бы с ним, возможно, после многих просьб и попыток торговаться. Ауле точно понимает: то, что они просят, не простые безделушки. "Ты сказал", — говорит Намо. Но я также верю, что Феанор, как принц и вождь своего народа, должен был пожертвовать своим великим трудом; это был бы правильный и ответственный поступок. Исчезновение Света было для эльфов Валинора ни с чем не сравнимым ужасом, разрушением их блаженного покоя.

      ни песня, ни повесть не передаст всей скорби и всего ужаса, что настали тогда. Свет погас, но наставшая Тьма была больше, чем просто потерей света. В тот час родилась Тьма, что казалась не пустотой, а живой тварью — ибо она порождена была злой силой из Света и владела мощью проницать взор, входить в сердце и душу и покорять волю.

Он мог бы спасти их от этого ценой своих творений и, возможно, своей жизни. Но Феанор не герой; в нем нет ни самоотверженности, ни ответственности. Наоборот, он в большинстве случаев думает прежде всего о себе. Когда приходят ужасные вести о смерти его любимого отца Финвэ и краже его камней, он впадает в ярость и бунтует против своего (законного) изгнания из Тириона. Он озвучивает все свои ошибочные подозрения насчет валар — что они держат нолдор в рабстве и неволе, дожидаясь появления в Средиземье людей, над которыми им проще будет властвовать.

Валар не пытаются помешать ни его бунту, ни полной заблуждений речи, ни собранию и исходу нолдор — хотя по крайней мере первое они были вправе остановить. Они не желают подтверждать правоту его обвинений.
читать дальше

URL записи